Конспект оод по развитию речи «осенняя пора» в старшей группе
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня утром ко мне в окошко залетел красивый осенний лист. Вот он (показывает). Какое дерево потеряло его? (клен — отвечают дети). Ребята, что можно сказать про этот лист, какой он? Ответы детей (красивый, легкий, резной, узорный, разноцветный, сказочный, пестрый,
веселый, радостный, багряный и т. д.).
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года как зовется? (осень).
Дети, а что вы представляете, о чем вы думаете, когда слышите слово осень?
Дидактическая игра «Ассоциации» (+ мнемотаблицы).
Осень — это листопад, сбор урожая, отлет птиц и т. д.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что есть две осени? Первая — яркая, красивая, богатая урожаем, разноцветными листьями. А вы хотите посмотреть, что происходит осенью на лесной полянке?
Рассказ воспитателя с показом слайдов:
Вступила в свои права красавица осень. Для своей работы она взяла самые яркие краски и отправилась в лес. Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблочки. Все деревья и кусты разукрасила осень, кого в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знает, как разукрасить, у них ведь не листья, иголки. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались они по-летнему зелеными. Отправилась осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, в лугах душистое сено сметала в стога. Опустели поля и леса, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннемнебе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток. Это первая осень. А вторая осень — грустная, с дождем, тяжелыми тучами — это поздняя осень. В такую ненастную погоду так хочется тепла и ласковых слов.
Сейчас я буду называть слова, а вы — произносить их ласково.
Дидактическая игра «Ласковое слово»: дерево — деревце, солнце — солнышко, лист — листик, трава — травинка, небо — небушко, туча — тучка, дождь — дождик.
А теперь давайте с вами поиграем (фонопедическое упражнение по методу Емельянова).
Туча (долго-долго тянут звук у-у-у-у-у) по небу плыла,
Ведра полные несла (на выдохе говорят -пых-,
Туча брякнула ведром (р-р-р,
Прокатился в небе гром,
И над лесом, и над кручей (фр-р-р)
Повстречались туча с тучей,
Засверкали злые молнии (а-ах,
Расплескались ведра полные (плюх).
Туча с тучею ругаются,
Ведра по небу катаются (р-р-р).
Ребята, осенью тоже гремит гром.Есть такая народная примета: гром в сентябре — к теплой осени.
Дети, а вы хотите что-нибудь рассказать про осень? (2-3 рассказа детей по картинкам).
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в художников. Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать осенний пейзаж? (яркие, красные, желтые, оранжевые, солнечные, красивые, радостные и т. д.).
Дети закрашивают заранее приготовленные контуры, все это переносится на общий лист. Во время работы детей звучит тихая мелодия из серии «Времена года» Чайковского.
Воспитатель: Спасибо всем, красивые получились работы. Сейчас мы с вами пойдем на прогулку и соберем красивые осенние букеты.
Ребенок читает стихотворение: «Вот и осень» В. Приходько
Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг,
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.
Анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало» Пушкина
Произведение «Уж небо осенью дышало» Александра Сергеевича Пушкина – классика пейзажной зарисовки, сравнимая с живописным полотном.
Стихотворение является частью четвертой главы романа в стихах «Евгений Онегин», примерная датировка – конец 1825 года. В эту пору поэту 26 лет, он сослан в имение Михайловское. Размер стихотворения – онегинская строфа (четырехстопный ямб со смежной и охватной рифмовкой). Впрочем, начало строфы (4 строки) о причудах «северного лета» с рифмовкой уже перекрестной, здесь опущено. Уже произошло объяснение Е. Онегина и Т. Лариной. Тогда герой вроде бы «очень мило поступил с печальной Таней», развеяв все ее надежды вдохновенной речью о своем характере и складе ума, не созданных для семейного счастья. Впереди зима, визит В. Ленского и приглашение на именины Татьяны. Осенний пейзаж описан в календарной хронологии. Начинается отрывок с метафоры, ставшей его названием. Анафора «уж» продолжает меланхоличное перечисление: солнышко блистало. Уменьшительно-ласкательная форма слова, подчеркивающая теплоту отношения автора, прощающегося с летом. «Короче день»: собственно, уже в сентябре такое утверждение становится справедливым. Сень (устаревшее слово) – тень, покров. Эпитет «таинственная» свидетельствует об отношении автора к природе. В нем реализм сочетается с поэтизацией. Повествование наделено автобиографическими чертами, А. Пушкин рисует картины своей жизни на Псковщине. «С печальным шумом»: падение листвы, сухих сучьев под порывами ветра. Увядание природы навевает на поэта грусть. «Сень обнажалась»: вновь метафора. «Ложился туман»: инверсия, олицетворение. «На поля»: после большого перерыва, связанного с городским образом жизни, поэт имел возможность наблюдать все стадии крестьянского труда на полях. «Туман»: действительно, в осеннюю поры туманы становятся постоянными спутниками дней, несут с собой ощущение холода, молчания. Отлет гусей происходит приблизительно в начале октября. В этот период разрешена на них охота. Летят они как раз теми краями, где жил поэт. Всегда с криками, с ночевками на воде. Впрочем, увидеть их может не всякий. Дело в том, что дикие гуси улетают на юг куда более скрытными маршрутами, чем когда возвращаются с него. «Караван»: сравнение с восточным колоритом. Караван также обычно проделывает долгий и трудный путь. В этом месте – своеобразный анжамбеман «…к югу: приближалась». Наконец, следует энергичное оценочное суждение «скучная пора», а финал подводит черту: стоял ноябрь (это еще и олицетворение с инверсией).
«Уж небо осенью дышало» А. Пушкина – лирическое авторское отступление из «Евгения Онегина», вошедшее как самостоятельное произведение в курс школьной программы для начальных классов.
Ответы к стр. 26
Это стихотворение вызывает у меня чувство восхищения и грусти одновременно, так как осень уходит.
Какие средства художественной выразительности отбирает Пушкин для создания картины осени? Запиши.
Оксюморон (пышное увядание, унылая пора, очей очарованье), эпитеты, метафоры.
Рассмотри репродукции картин В. Поленова “Золотая осень” и И. Левитана “Вечерний звон”. Какие выразительные средства (цвет, свет и др.) используют художники, изображая осень? Запиши.
Удивительно сочно и ёмко переданы цвета и краски – волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой, иной картины.
Какая из картин больше соответствует стихотворению Пушкина?
Картина В. Поленова “Золотая осень”.
Составь план рассказа по этой картине.
1. Картина В. Поленова “Золотая осень”.
2. Великолепный пейзаж.
3. Краски осени.
4. Моё отношение к картине.
В. Поленов на картине “Золотая осень” изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе ещё кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.
Осень на ней ещё только-только просыпается, она ещё не дохнула на деревья, и многие из них ещё в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовёт за собой в лес, где ещё цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.
Знаменитое полотно И. Левитана “Вечерний звон” написано в 1892 г. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей — на Волге и под Звенигородом — и отражает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон…
Красива природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.
Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зелёной рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.
Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывёт вдоль берега и исчезает где-то в отдалении сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.