Восточный стиль в ландшафтном дизайне

В различных комнатах дома

Немного об интересных дизайнерских «фишках», применяющихся для различных комнат дома при создании интерьера в стиле хай-тек:

В спальне главное действующее лицо это кровать. Кровать-подиум, со скрытыми ящиками для белья под ней отлично сэкономит пространство. Для спальни также часто применяется эффект парения кровати: делается скрытое основание и ленточная подсветка по контуру. Также добавляются светящиеся кубы-тумбочки, включаемые нажатием. Одежный шкаф утоплен в стену, сливается с ней. Дверца открывается беззвучно, нажатием, затем плавно отъезжает в сторону. Очень необычным, интересным решением для спальни становятся панорамные шумозащитные окна от потолка до пола из архитектурного стекла (теплосберегающего и солнцеотражающего). Часть остекления можно сделать матовой, окно закрывается простыми рулонными шторами, жалюзи или лаконичной тюлью. Продумайте освещение – для пары обязательно раздельно управляемая подсветка по краям кровати. Частный дом с большой спальней позволит установить камин, металлический, или выглядящий как пара черно-белых прямоугольников.

Кухня хай-тек предлагает глянцевые черные фасады мебели, ультрамощную вытяжку, либо такую же глянцевую, либо представляющую собой оцинкованную стальную широкую трубу. Обязательна подсветка рабочей поверхности, современная бытовая техника, похожая на промышленную или изящная гладко-глянцевая. Пол может быть выполнен из керамогранитной плитки, столешницы – из искусственного камня.

В гостиной хай-тек вы увидите огромный плоский телевизор (возможно спрятанный за раздвижной автоматической дверцей), стеклянные полки шкафов, или, будто принесенные с завода металлические стеллажи. Гостиная может прятать дополнительную кровать или посадочные места в стене, стол обязательно продуман раскладывающимся различными конфигурациями. Позаботьтесь о наличии первоклассной звуковой системы – домашнего кинотеатра. Обилием света, характерных материалов и технической оснащенностью, хорошая гостиная хай-тек будет напоминать космический корабль.

Особая философия мавританских и мусульманских садов

Мусульманский стиль (также известный как арабский, восточный и мавританский) – направление ландшафтного дизайна, причисляемое к самым традиционным. В нем строго определяются не только философия и этика оформления садов, но и их структура, использованные инструменты и растения. Это единственное направление садового дизайна, которое весьма крепко цепляется за свои корни и неразрывно связано с историческими проектами.

Несмотря на то что в арабских садах проявляются и современные тенденции, и влияние садовой моды, в их оформлении руководствуются незыблемыми принципами и правилами, играть с которыми позволяется только в деталях. Возможно, именно поэтому мусульманский сад столь легко узнается, поскольку все проекты выходят из единообразных стандартов и канонов.

Сегодня самым влиятельным направлением развития мусульманского стиля остается мавританский — южно-европейский, черпающий вдохновение в испанских садах и развившийся как симбиоз разных течений ландшафтного дизайна, который родился на стыке европейской и арабской культуры.

Роскошь востока, адаптированная к другому климату, открывает возможности оформления мавританского сада и в регионах, далеких от субтропического и тропического климата. Исламские и мавританские направления ландшафтного дизайна сформировали свои основы до 15 века. Сегодня они почти неотличимы друг от друга и рассматриваются почти как синонимы.

Философские идеи мусульманских садов неотделимы от религиозного восприятия мира. Мавританский сад — проект, в котором воспроизводят целую модель мироздания, отталкиваясь от богатых восточных традиций и культуры. Любой сад в исламском стиле — символ райского сада, с исторически сложившимися законами оформления и обязательными элементами.

Такие сады для многих — символ почти кричащей роскоши, необузданности в пестрых красках и многочисленных узорах и орнаментах. Главными характеристиками мусульманского сада справедливо называют:

  • яркие цвета и пестрые цветосочетания;
  • ставку на мозаику и орнаментальность;
  • многообразие форм;
  • обилие зелени;
  • строгую структуру;
  • важную роль водных объектов;
  • изолированность от внешнего мира;
  • доминирование кладки;
  • отсутствие газонов;
  • ставку на цветущие и плодоносящие растения;
  • важную роль ароматов и звуков.

В мавританском саду крайне строгая и прямолинейная форма смягчается и компенсируется растениями и деталями. Из симбиоза элементарной геометрии и несдержанного озеленения рождается удивительное ощущение роскоши и изобилия, которое не встретишь больше ни в одном стиле ландшафтного дизайна.

Такие сады не кажутся скучными: несмотря на простую структуру в них царит особая подчиненность между отдельными элементами. Мелкие детали связаны в сложную систему, которая рождает особое настроение и атмосферу.

Пространство, расширение границ, игра с оптическим восприятием и баланс массы и объема – это все не для мавританского сада. Он делает ставку на множественные раздражители, влияет одновременно на разные органы чувств и создает ощущение волшебной, сказочной отрешенности от повседневности.

Квадраты, вода, высокие стены или изгороди — визитная карточка мавританских или мусульманских садов. Jearld Moldenhauer

Мусульманские сады — маленькие сады

Мавританские сады — это сады ограниченной площади. Обычно этот стиль выбирают для оформления тех участков, на которых просто невозможно разбить сад другого стиля. Как и исторические образцы мусульманского сада, современный арабский стиль предлагает создать оазис на небольшой площади, но дающий полноценную атмосферу отдыха в идеальном уголке.

Использовать этот стиль можно не только в маленьких садах. Большие участки разбивают на комнаты или зоны квадратной формы, создавая отдельные друг от друга пространства, в каждом из которых ищут что-то новое. Можно оформлять мавританский сад и как одну из зон большого сада, оформленного в других стилях.

Сад, который оформляют в мавританском стиле, независимо от того, вдохновляют ли на его создание юг Испании или Средний Восток, всегда обносят высокими стенами. Классические заборы или зеленые изгороди, увитые лианами высокие решетки – выбор есть. Главное, чтобы было полное ощущение закрытости от внешнего мира. Даже если речь идет об оформлении всего лишь отдельной зоны, ее все равно отделяют от остального сада высокой стеной.

Обустройство мусульманского сада всегда начинается с дорожек и зонирования. andhereweare

Классический стиль

Классика всегда актуальна. Это касается и классического стиля ландшафтного дизайна, фото которого демонстрирует его универсальность. Его можно применить, имея минимальный бюджет, а можно сделать его максимально пафосным и респектабельным. Несмотря на то, что данный стиль достаточно прост и привычен, чтобы создать качественный классический ландшафт необходимо хорошо изучить его базовые правила.

  • Для классических садов характерна симметричность. Чем больше участок и чем дороже его оформление, тем больше должно быть симметричных элементов. Они подчеркивают солидность и парадность всей придомовой территории.

  • Классический ландшафт не терпит дробности. Если участок небольшой, не стоит загромождать его декорациями, лучше просто обозначить стиль оформлением входа, а середину двора выделить под открытую лужайку. Большой участок тоже не нужно дробить, он должен хорошо просматриваться. Делить его на зоны можно только невысокими ограждениями или легкими просвечивающимися заборами.

  • Материалы декоративных деталей и садовых предметов только натуральные – дерево, гипс, камень. В небольших дозах можно использовать керамику и стекло. Оттенки преимущественно светлые и приглушенные.

Участок в классическом стилеИсточник houzz.de

  • Парадный вход в коттедж следует обрамить красивыми пышными клумбами с крупными яркими растениями. Стенки клумб могут быть из гипса или бетона. Растения в них должны быть достаточно крупными и яркими.

  • Классический стиль отличается строгостью и упорядоченностью. В нем обязательно присутствуют правильные геометричные линии. Все дорожки должны быть идеально ровными, кустарники – тщательно подстриженными.

  • Парадность стиля подчеркивается изящными гипсовыми или бронзовыми скульптурами. Желательно найти на участке место для искусственного водоема с фонтаном.

Фонтан в классическом садуИсточник th.aviarydecor.com

В ландшафтном дизайне классический стиль называют регулярным или формальным. Он образован на почве итальянского ренессанса, впитавшего в себя культуру античности. В нем сочетается безупречность форм и изысканность декора. При его создании нужно проявить утонченный вкус, сад в этом стиле должен стать небольшим произведением искусств.

Китайский стиль

Ландшафтный дизайн в китайском стиле – это прежде всего единство принципов древнейшей культуры Фэн-шуй и современных достижений ландшафтного проектирования. Все составляющие дизайна должны располагаться на своем месте соответственно сторонам света. Основные правила – естественность, пышность и красота. Так как согласно китайским приметам красный цвет является символом жизни и удачи, а также богатства и славы, то несложно предположить, что садовый участок будет просто немыслим без растений разных оттенков красного. Одно из центральных мест будет уделено водоему с лотосами, обязательным атрибутом является небольшой бамбуковый мостик.

Китайский стиль

Удачным вариантом для выбора деревьев станут ивы, персиковые или сливовые деревца. Их количество должно быть умеренным, чтобы они чрезмерно не выделялись и не закрывали основные элементы ландшафтного декора. И безусловно, главной составляющей общей картины всегда была, есть и будет – небольшая беседка с изогнутой крышей, построенная в традиционном китайском стиле, которую жители Востока именуют «глазами сада».

Итальянский (средиземноморский) стиль садового дизайна

Итальянский стиль — красочный и популярный. Для его реализации используются субтропическая растительность. Такой ландшафт идеален для южных регионов России, где умеренно мягкий и теплый климат. Особенностями такого направления считают следующие нюансы:

  • Удачно организовывается на рельефной местности. Средиземноморский стиль оформления двора хорошо смотрится на склонах, неравномерной поверхности грунта.
  • Использование растений с пышными кронами, красочными и живописными цветами. Преобладающими оттенками являются синий, голубой, зеленый, песочный, оранжевый, лазурный.
  • Среди материалов, которые применяют для организации экстерьера встречаются: песок, природный камень, галька. Если в саду предусмотрена мебель, то она изготавливается из искусственного ротанга, ее дополняют декоративными подушками в футлярах, соответствующих цвету дизайна.
  • В данном стиле приветствуется выращивание пальм, цитрусовых культур и оливкового дерева. Также красиво смотрятся декоративные ели и можжевельники. Они своим оттенком разбавят пеструю обстановку. Кроны этих культур аккуратно стригут. Если во дворе присутствуют арки, то их можно украсить диким плетущимся виноградом или одним из сортов плюща.
  • Обязательно наличие дополнительных украшений и аксессуаров: кованные элементы, садовые фигуры, скамейки, амфоры и другие объекты декора. Металл и керамика — отличное сочетание в итальянском стиле ландшафта.

Ландшафтный дизайн в голландском стиле с множеством цветовИсточник rehouz.info

Оформление заднего двора клумбами с луковичными многолетникамиИсточник rehouz.info

Голландский дизайн в экстерьере придомовой территорииИсточник build-experts.ru

Голландский стиль экстерьера возле частного домаИсточник domnomore.com

Оформление заднего двора в голландском ландшафтном стилеИсточник modernplace.ru

История китайского сада

QIUXIA

Первые упоминания рассказывают о китайских садах в долине реки Хуанхэ во времена династии Шан (1600 — 1046 г. до н. э). Эти сады были большими закрытыми парками, где правители и придворные охотились на дичь или выращивались фрукты и овощи. Надписи того периода говорят о трех видах сада: Йо, Пу и Юань. Первый сад был царственным садом и в нем было много зверей и птиц. Во втором саду выращивались растения. Последний сад, Юань, со временем стал основой для создания китайского сада. Он являл собой замкнутый квадрат, где были стены, пруд и растения. 

Царские китайские сады описаны в поэзии того времени. Например, сад-парк Терраса, Пруд и Парк Духа короля Венгвана, созданный на запад от его столицы, города Инь, описан как место, где прогуливается и может наблюдать свободно за тем, как пасутся олени и их оленята, как красивы белые журавли и пруды полны рыбы.  В “Записях великого историка” Шиджи описан еще один королевский сад Шаки (Песчаные Дюны), созданный Шан, правившем в 1075 — 1046 г. до н.э. Согласно “Записям…”, в центре была большая смотровая площадка, а во дворце был построен бассейн, по которому свободно могли плавать несколько небольших лодок одновременно. В его центре был насыпан остров, а сам бассейн был наполнен вином. В китайских летописях описано еще много величественных садов, где были роскошные дворцы, озера, лодки в виде драконов.

Большое влияние на стиль китайских садов на протяжении многих веков имела одна легенда о восьми бессмертных, которые проживали на вершине горы Пэнлай. Они жили вечно, в благоденствии в дворцах из серебра и золота. Вокруг росли деревья с драгоценностями. Там не было ни зимы, ни боли, а вино и рис никогда не исчерпывались. 

ZHAN YUAN

Один из великих правителей раннего Китая – Ин Чжен, вдохновившись легендой о рае на горе, послал воинов найти этот рай и добыть эликсир бессмертия. Но безуспешно. Однако, он недалеко от своей столицы, Саньяна, создал сад с большим озером Ланчи-Гун. В центре его возвели копию горы Пэнлай. В 206 г. до н.э. он умер, а его столица и сад были уничтожены. В хрониках китайских историков, художественных произведениях упоминаются Озеро Высшей Сущности, Сад генерала Лян Цзи и др. большие сады-парки. Однако легенда продолжает вдохновлять китайских садовников создавать у себя маленькие копии острова Бессмертных.

С началом нашей эры в Китай пришел буддизм и при каждом храме устраивали свои сады и садики. Сады стали вдохновлять поэтов на создание сборников стихотворений. Такими примерами стали Сад Золотой долины, Павильон Орхидей. Императоры стали организовывать сады и ставить там спектакли.

Во времена расцвета Китая и сад стал процветать. Во многих, даже самых маленьких садиках, пытались воссоздать все-ту же райскую картину из легенды о Бессмертных и всегда давали им поэтичные названия. Также начали развиваться селекция, одомашнивание диких растений, черенкование, прививка и размножение растений. Создавались трактаты и каталоги растений. 

Во времена династии Тан Китай в экономическом плане стал процветать. Это способствовало и процветанию садов. В рукописных источниках описывают огромный сад, построенный Великим Министром Империи Тан Ли Дэю. В нем было больше сотни разных павильонов и сооружений, большая коллекция камней и экзотических растений. Одними императорами создавались сады, другие их разрушали, а некоторые ученые брали плату (чисто символическую) за посещение своих садов. 

Почти все древние и давние сады Китая остались лишь в летописях и лишь немногие дожили до нашего времени. Одни сильно видоизменились, другие же сохранили почти исторический вид. Например, сад Павильон Голубой волны в Сучжоу. Он был построен в 1044 г. н.э. поэтом Су Шуньцин или Сад мастера сетей, называемый Рыбацким Приютом. В Сучжоу осталось много примеров давнего садового дизайна. 

Каждая династия императоров вносила свой вклад в садовое искусство Китая. Затянувшийся Сад, Сад Юйюань, Сад Совершенствования, Сад Цзичан, Сад Летний Дворец, Сад Кейуан могут наочно продемонстрировать свою красоту. Их строили не только правители, но и ученые, философы, поэты, государственные деятели. Они – роскошны, они вдохновляют и обязательно заставят задуматься о неосязаемом. 

Китайский стиль

Китайский ландшафтный стиль, фото которого приведено ниже, основан на принципах рационализма, минимализма, символизма, и на правилах фен-шуй. Этот стиль очень самобытен, так как формировался отдельно от всех остальных этнических направлений. Чтобы создать на своем участке уютный и оригинальный китайский сад, нужно изучить основные постулаты китайской философии, из которых вытекают законы формирования пространства.

Сад в китайском стилеИсточник alumall.ru

  • В декоре не должно быть ничего лишнего или случайного, каждый элемент имеет свое определенное место и назначение.

  • Центром ландшафтной композиции должен стать определенный акцентный элемент. Это может быть скульптура, клумба или дерево. Акцентный элемент обычно размещают на возвышенности.

  • В ландшафте в гармоничном соотношении должны присутствовать символы четырех стихий – огонь, вода, дерево, металл. На участке желательно обустроить фонтан или водоем, а также аккуратно вплести в ландшафтную композицию предметы декора из металла.

  • При распределении пространства участка необходимо руководствоваться правилами фен-шуй, чтобы в его композиции присутствовало достаточно элементов, символизирующих женское и мужское начало, и чтобы он наполнился жизненной энергией Ци.

Оформление участка по фен-шуйИсточник sashe.sk

Китайский стиль совмещает в себе этническое и природное художественное направление. Основная его идея – воссоздать на ограниченном пространстве миниатюрную модель гармоничного мира, в котором присутствуют все виды энергии, природа во всех ее проявлениях и рукотворные предметы, которые могут носить как практический, так и чисто эстетический характер. Но все это должно быть представлено в грамотно выдержанных пропорциях, преимущественно в виде символов и аллегорий.

В настоящем китайском саду природного должно быть больше чем декоративного. В идеале он представляет собой такое пространство, в котором все сделано руками человека, но при этом создается ощущение полного единение с естественной природой.

Китайский сад с перголойИсточник artfile.ru

Китайский стиль предполагает абсолютную универсальность. Он ненавязчивый и спокойный. В нем одинаково комфортно в любое время суток и в любое время года. Вся зелень тщательно ухожена, она растет свободно. Элементы архитектуры и декоративного оформления состоят из плавных линий.

Чтобы получить узнаваемый китайский ландшафт, нужно разместить на участке некоторые характерные для него детали.

  • Ворота прямоугольной формы с изогнутой верхней частью. Такие ворота сложно сделать функциональными, они могут быть просто декоративными, поэтому устанавливают их не прямо на входе во двор, а внутри самого участка на одной из главных садовых дорожках.

  • Каменные скульптуры, а именно изваяния стилизованных львов – это классический атрибут ландшафта в китайском стиле. Они имеют символическое значение и всегда располагаются у входа в дом или у въездных ворот.

Каменный лев у входа в домИсточник cepolina.com

  • Китайские фонари могут сделать дизайн более колоритным и эффектным. Их размещают под навесом дома или в беседке.

  • Беседка в китайском стиле имеет характерные очертания. Она состоит из прозрачных перегородок и изогнутой кровли. Устанавливается обычно около водоема.

  • Мостики в восточном стиле – это почти обязательный элемент. Они тоже имеют свое символическое значение. Делают их из дерева, украшают резьбой, рядом создают композиции из камня и песка.

  • Арки в садовых каменных стенах или просто как отдельно стоящие конструкции усиливают эффект восточного ландшафта.

Каменная арка в китайском садуИсточник pinterest.jp

Концепция китайского сада предполагает условное разделение участка на несколько сегментов, каждый из которых должен представлять собой законченную ландшафтную композицию. Разделение осуществляется при помощи живых изгородей, садовых стен, бамбуковых или деревянных ограждений. Но если участок не очень просторный, можно применить другой популярный азиатский стиль – японский. Он во многом похож на китайский, но японские сады более однородные и минималистичные.

Типы китайских садов

Исторически сложилось три типа китайских садов:

Императорские, потрясающие своей роскошью и утонченностью.

Монастырские или естественные, максимально встроенные в природный ландшафт.

«Сады за стеной» — частные сады. Именно эти сады и являются прототипами современного китайского стиля.

По эмоциональному воздействию выделяются:

Смеющиеся сады, символизирующие полноту, яркость и радость жизни. При устройстве используются цветущие растения, яркие краски, способные создать настроение радости и полноты жизни.

Угрожающие сады, символизирующие разрушительную власть стихий. Используются беспорядочно набросанные валуны, искривленные, покрытые мхом и лишайником деревья с темной листвой.

Идиллические сады, восстанавливающие покой и гармонию.

Очень интересным решением может стать устройство всех трех эмоциональных садов на одном участке

При этом важно обеспечить композиционную завершенность задумки.

Виды ландшафтной композиции

Ключевая задача любого оформления участка – расположение объектов в пространстве таким образом, чтобы получалась гармоничная и целостная картина. Каждый элемент в композиции очень важен и играет свою особую роль. Композиции из растений в саду делятся на следующие стили:

  1. Регулярный. В этом случае композиция выстраивается по конкретным осям. Объекты в ней симметричны и упорядочены, строго прослеживается логичная структура из элементов, составляющих вместе целостную картину;
  2. Пейзажный. Включает в себя только естественные и натуральные объекты. Основная особенность – стремление достичь натуральности в работе и добавить композиции природной естественности;
  3. Тематические. Дизайны, которые выполнены в особой тематике, чётко прослеживается линия и концепция, например, японский сад.

Рассмотрим все композиции из растений на дачном участке и в частном доме.

Овальная форма клумбыИсточник yandex.net

Хвойные деревья

Ландшафтные композиции из таких растений наделены особой утончённостью. Оформление таким образом долговечно, поскольку хвойные деревья сохраняют свой внешний вид из года в год. Существует много вариантов дизайна из елей, пихт, сосен. Такой ландшафт всегда смотрится необычно. Кроме того, воздух в саду будет всегда свежим и чистым.

Хвоя в ландшафтной композицииИсточник yandex.net

Лиственные деревья

Такой вид композиции используется довольно часто. Лиственные растения размещают по периметру изгороди, крыльца дома или просто высаживают в красивый рисунок. Они придают краску объекту и изменяются вместе со временами года. Так постоянно вносится разнообразие в общую ландшафтную композицию: летом деревья ярко зелёные, осенью они меняют свой цвет, а к зиме – опадают. Поэтому дизайн с лиственными растениями никогда не надоест.

Ландшафт на основе лиственныхИсточник yandex.net

Цветы

Композиции из цветов в саду смотрятся эстетично. Они гармонируют со всеми элементами ландшафта, и их можно сочетать с лиственными деревьями и кустарниками. Существует множество вариантов цветов для высадки в клумбы или для составления из них отдельных композиций. Участки, оформленные цветущими насаждениями, смотрятся очень ярко и красиво. Поэтому использование цветников всегда украшает любой ландшафт.

Цветочные композицииИсточник build-experts.ru

Кустарники

Оформление одними кустарниками всегда выглядит лаконично. Минимализм придает участку простоту стиля, но при этом радуют глаз не меньше цветников. Однако и сочетать с другими растениями кустарники можно. Они отлично гармонируют с хвойными и лиственными деревьями, цветами и зелёными дорожками. Но располагать их тоже требуется в соответствии со всеми правилами, иначе они не будут гармонировать.

Кустарники в оформлении ландшафтаИсточник dizainvfoto.ru

При наличии места, в любом ландшафте будет уместен бассейнИсточник gb.bio.top

Почему первое, чему учат китайских детей в саду – сидеть на стульчиках

— Они, в общем, уже обвыклись, — сообщила мне Ли на второе утро, удовлетворенно кивнув на детей: они сидели на выставленных подковой стульчиках, а Старшая Ван расхаживала туда-сюда.

На третий день учительницы взялись объяснять детям, что от них требуется. Пока это оказалось самым отчетливым указанием о поведении в классе. Указание было предложено в виде песенки:

Я малыш хороший,
Ладошки на местах,
Ножки всегда вместе,
Ушки на макушке,
Глазки нараспашку,
Прежде чем сказать,
Я поднимаю руку.

Учительницы велели детям подпевать — и хлопать в ладоши в такт. Чтоб крепче запомнилось, выдали конфеты. Учительница Тан заявилась с пластиковой чашей, наполненной «Скиттлз».

— Кто хорошо сидит? Все, кто хорошо сидят, получат конфетку, — сказала Тан.

Несколько детей пискнули со своих мест:

— Я! Я, учитель!

Учительница Тан показательно осмотрела положение рук, ступней и коленок, после чего кивала одобрительно и выдавала по конфетке.

Назавтра то же упражнение проделали с применением наклейки в виде красной звездочки.

— Домой не пойдете, пока не получите красную звездочку, — внятно проговаривала Старшая Ван, обходя подкову и оценивая каждого ребенка. Приклеивая звездочки на лбы, она делала из каждого награждения целое дело.

— Этот воспитанник доел сегодня весь рис, ему звездочка.

— Эта воспитанница быстро заснула в тихий час, ей звездочка.

— Этот воспитанник сегодня хорошо сидел, ему звездочка. — Теперь я отчетливее поняла значение первых дней Рэйни в садике — когда он являлся домой со звездочкой на лбу. Я раздумывала, что же он такое сделал — или не сделал — в те дни, когда на лбу у него ничего не было. А еще я осознала, что привычка Рэйни торговаться и выменивать — «Скажу, если дашь посмотреть мультик» — возникла, вероятно, из вот этого приема «сделай — получи» у китайских учителей.

Китайцы знают толк в эффективности, а простым сидением можно добиться сразу многого одним махом. Оно физически закрепляет отношения между учителем и учеником: повелитель возвышается, вассал низведен. Сидение к тому же — удобный способ блюсти порядок в классной комнате, под завязку набитой детскими телами.

В Америке многим педагогам, работающим с малышами, нравится метод общения, когда дети и воспитатели усаживаются все вместе в громадный круг. «Садимся в круг», — говорят они по многу раз на дню. Воспитанники и дети смотрят друг на друга на одном уровне. Китайцы, с которыми я это обсуждала, считают подобную рассадку чрезвычайно странной.

— Дети встают, уходят из круга и возвращаются на место, когда хотят, — сказала учительница Ли, которая однажды наблюдала это явление. — Нам в Китае не до такой роскоши. Если ты в классе, нельзя просто встать и пойти попить. Детей много, их нужно усаживать. Нельзя делать что хочешь. Должны быть яоцю — стандарты.

— У китайцев нет религии, и потому больше некому научить детей правилам поведения, — отвечает на мой вопрос о дисциплине в образовании преподаватель педагогического университета Го Ли Пин. — Учителя — высшие авторитеты.

Я спросила об угрозах учителей.

— Да, такого мы не хотим, — говорит Го, качая головой. — В наше время мы пытаемся объяснять, что угрозы детям в образовательную систему включать нельзя. Но на практике легко не будет. В нашей традиционной культуре учителя — это класс, который выше учеников, что влияет на манеру общения учителей с учениками. В Америке учитель уважает ребенка как личность, а в Китае общество значимее отдельной личности.

Я вспоминала детей из «Гармонии» и воображала почти полуторамиллиардный народ Китая. Эти дети с виду не казались несчастными, но не переполняли их и радость, открытость и любопытство, какие дарила бы жизнь моему сыну, как я на это надеялась. В этих детях мне виделось лишь безмолвное принятие судьбы, системы, правил, которые полностью понимали и какими повелевали лишь учителя. Было понятно, что тех, кто заходит слишком далеко, сурово наказывают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector