Иволгинский дацан — жемчужина буддизма в бурятии
Содержание:
- История Пандито Хамбо-ламы XII
- Основание Иволгинского дацана и других духовных центров
- Дацан
- Описание
- Зачем совершаются обходы (гороо) ступ и дуганов.
- Главные дацаны республики
- Что можно увидеть
- История храма
- Священная реликвия Иволгинского дацана: история Ламы Итигэлова
- Что посмотреть
- Немного истории
- Правила посещения дацана
- Немного истории
- Буддийский дацан в Иволгинске.
- Другие новости раздела
- Актуально
- Свежие новости
- Тело хамбо-ламы Итигэлова — объект поклонения для последователей буддизма
- Иволгинский дацан: историческая справка
- Примечания
История Пандито Хамбо-ламы XII
Хамбо-лама Итигэлов являлся духовным лидером бурятских буддистов. Считается, что он появился на свет в 1852 г. на территории нынешнего Иволгинского региона. Его родители умерли, когда будущий лама был еще маленьким ребенком. В пятнадцатилетнем возрасте Итигэлов пришел в Анинский дацан, где более двух десятилетий изучал буддизм. В дальнейшем он стал религиозным деятелем. В 1904 году его назначили настоятелем одного из буддийских храмов Бурятии, а в 1911 г. выбрали двенадцатым Пандито Хамбо-ламой.
Считается, что когда в июне 1927 года Итигэлов решил уйти в нирвану, он предварительно дал указания своим монахам спустя семьдесят пять лет взглянуть на его тело. Его поместили в саркофаг из кедра и погребли в позе лотоса сидящим. Именно в таком положении он пребывал все время после своего ухода до того, как его вытащили и препроводили в Иволгинский дацан. Итигэлов, вынос тела которого происходит восемь раз в году, является загадкой для ученых. Дело в том, что после ухода его дважды осматривали ламы — в пятидесятых и семидесятых годах прошлого столетия. И оба раза они приходили к заключению, что тело Пандито Хамбо-ламы XII не подверглось изменениям.
В сентябре 2002 года Аюшеев — тогдашний Хамбо-лама — вместе с другими монахами вытащил куб, в котором сидел Итигэлов. Сразу же после поднятия тела ученые взяли некоторые элементы его биологических тканей. Лабораторные исследования и анализы показали удивительную вещь: ткани Пандито Хамбо-ламы не подверглись омертвлению. Однако в 2005 году дальнейшее изучение феномена Итигэлова было прекращено. Исследования запретил Аюшеев. Лама Иволгинского дацана, который ухаживает за телом Итигэлова, утверждает, что у него постоянно изменяется температура. Более того, у него на лбу периодически появляется испарина. Увидеть Нетленного Учителя и поклониться ему можно восемь раз в году. Во время важных религиозных праздников, когда проводятся торжественные хуралы в Иволгинском дацане, Итигэлова можно увидеть и получить его благословение.
Основание Иволгинского дацана и других духовных центров
С 1937 года в нашей стране отсутствовали официально функционирующие буддийские храмы. Но после ВОВ власти позволили верующим основать два монастыря – в Агинском округе, а также в Бурятии. Почему было принято такое решение, до сих пор неизвестно. Возвратившиеся с каторги старые ламы, да и обычные люди основали близ поселка Верхняя Иволга «Тугэс Баясхалантай Улзы Номой Хурдын Хийд». Это переводится как «Монастырь, стоящий на территории, где крутится Колесо Учения, дарующее Радость и наполненное Счастьем». Открыт он был в начале зимы 1945 года. На протяжении не одного десятка лет данный дацан был единственным священным местом буддистов, расположенным в Бурятии, однако уже в 1990-е годы начали снова возводиться великолепные духовные центры. Верующие люди были очень воодушевлены этими событиями. А ведь их достаточно много в Улан-Удэ. Иволгинский дацан стал для них настоящей отдушиной. Многие стали посещать его достаточно часто.
Дацан
И вот показалась часть здания дацана, которое выделяется на фоне других построек деревни и на фоне гор. Площадка перед входом в дацан. Здесь открыто несколько сувенирных лавочек. Подходим к одной из них и честно говорим: «Первый раз, просветите, чтобы все сделать правильно». Получили наставления молодой бурятки. Проходим на территорию буддистского монастыря. Она довольно большая с многочисленными постройками.
Среди них 5 дацанов и несколько зданий для прочих нужд: столовая; жилые дома для тех, кто здесь живет; целый ряд сувенирных лавок. Дацан, в котором находится лама Итигэлов, закрыт. Возле него кучка людей. Ждут открытия дацана и создают очередь. И мы тут же пристроились. Рядом с дацаном большая лампа для благовония. Благовония освещаются на разных Хуралах, праздниках. Все они несут благость, просвещение, здоровье.
Прихожане подсыпают благовония в лампу и окуривают себя этим дымом, как бы очищая. И мы сделали то же самое. Пока дацан закрыт — идём изучать окрестности. В соседнем дацане начинается служба. Оказывается мы попали на какой-то праздник и служба праздничная! Собирается целый зал буддистов в монашеских одеждах. Читаются мантры, бьют в бубны…
Вся служба идёт на внешний мир через усилители, и вся территория находится под воздействием священных текстов. Пока моя спутница Ольга бдила место в очереди, я пошла на праздничное чтение мантр. Для всех желающих разрешено посещение службы и отведены специальные места. Устроившись удобно на лавочке, ушла в свои мысли и от состояния все поглощения меня вывел окрик. Открыла глаза и увидела подле себя служителя с посохом. Он показал жестом, что надо встать. Взгляд был у него строгий. Если бы не услышала окрика, думаю и посохом досталось бы. Не заметила, как прошли полчаса службы. Поспешила к дацану Итигэлова.
Описание
В отличие от аналогичных культовых сооружений, Тибета Иволгинский дацан возведен не из камня, а из дерева — одного из основных строительных материалов в Бурятии. Конечно, такое архитектурное решение выглядит несколько непривычным для тех, кто знаком с буддийскими храмами теплых азиатских стран. Однако Иволгинский дацан ничем не уступает им по красоте и изобилию ярких красок.
Такие элементы, как углы крыш, загнутые вверх, а также многочисленные статуи, изображения и изваяния вполне, типичны для подобного рода построек.
На территории комплекса находится десять храмов-дуганов и три ступы. В главном соборном дворце – Цогчен-дугане – возвышается статуя Будды Шакьямуни – духовного учителя всех буддистов. У его входа можно увидеть скульптуры львов. Интерьер богат изображениями на шелковых тканях.
В следующем храме-дворце хранится тело нетленного Хамбо-ламы Итигэлова. В его честь назван и сам дуган.
Кроме главного дворца, в котором сегодня находится тело учителя, на территории комплекса посетители могут увидеть немало интересного, например Чойра-дуган, предназначенный специально для коллективных молебнов, храм Зеленой Тары, Маанин-дуган, перед которым устроен вольер с косулями, тантрический Жуд-дуган, квадратный Сахуюсан-суме, посвященный защищающим буддистов гневным божествам и т. д.
Зачем совершаются обходы (гороо) ступ и дуганов.
Любые изображения божеств, а также ступы – это источник или основа накопления добродетели. Обход вокруг ступ создает позитивные отпечатки в сознании верующих и является одним из способов накопления добродетели.
На алтари можно положить хадак — ритуальный шарф, символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего. Синий хадак – символ вечно синего неба.
Молитвенные барабаны и синий хадак
Перед этим стоит очистить разум от суетных мыслей и подумать о самом заветном. Говорят, если желание искреннее и глубокое, и не имеет материального оттенка (то есть не носит характера обогащения, например, получить какие-то вещи материального мира: квартиру, машину, дачу), оно обязательно сбудется.
Главные дацаны республики
Жемчужина, она же гордость архитектурной стороны Бурятской республики – Иволгинский дацан. Это сердце Буддийской традиционной сангхи России, ведь именно здесь обосновался глава организации, именуемый как Пандито Хамбо-лама. Поэтому Иволгинский монастырь можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.
Своим названием он обязан близости к селу Верхняя Иволга. Поразительно то, что разрешил строительство храма сразу после войны сам вождь – Иосиф Сталин. Еще удивительнее университет Даши Чойнхорлин на территории дацана, который был основан четверть века назад, а сегодня готовит более сотни монахов.
Но, пожалуй, самое невероятное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли – это нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в вечную медитацию. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его достали.
Волна удивления охватила всех – тело за это время нисколько не изменилось, ткани не деформировались, клетки остались живыми, и говорят, что временами на лбу его даже проступает пот. Восемь раз в год гости монастыря могут воочию увидеть феномен нетленности.
Кроме того, в республике находится целая россыпь крупных храмов. Каждый из шестнадцати дацанов (учитывая Иволгинский) носит особое название, которое связано с топонимом местности, а нередко имеет и бурятский вариант.
В восточной части республики, в тридцати километрах от города Хоринска, расположился величественный дацан – Анинский. Он считается одним из старейших храмов Бурятии и первым, воздвигнутым из камня. Но за таким почетным статусом стоит непростое прошлое.
Дуган был выполнен из дерева в далеком 1795 году. Однако через пятнадцать лет он сгорел. Пришлось заново отстраивать здание.
Обновленный в 1811 году дуган поражал великолепием: два этажа с балконами, колоннами, нишами заканчивались десятиметровой пирамидой, заменявшей крышу. Сейчас местом богослужений служит новенький Цогчен-дуган. Территория дацана окружена субурганами, количество которых сакрально – 108, а вместе они образуют правильный квадрат, периметр которого достигает 1300 метров.
В трехстах километрах от столицы региона, на реке Маракта, стоит Эгитуйский дацан, заключенный в тиски двух сопок. Построенный в 1820 году, он получил официальное признание только через шесть лет. Ученые заключают, что изначально он был построен втайне от высших властей.
Но главная ценность его заключается не в секретности строительства – здесь в отдельном помещении содержится статуя Будды из сандалового дерева, размер которой составляет 2,18 м. Поговаривают, это была первая и единственная статуя Пробужденного, изготовленная еще при его жизни.
На рубеже XIX и XX веков величие дацана достигло апогея: действовало три факультета, была собственная типография, они объединялись в красивейший архитектурный ансамбль. Но советское время взяло свое: в 1934 году комплекс был закрыт на неопределенный срок, продлившийся до начала нашего столетия.
Приведем перечень других, не менее важных дацанов Бурятии, которые входят в топ-лист для посещения, ведь это настоящее достояние республики:
- Сартул-Гэгэтуйский – единственный храм народности сартул;
- Аршанский – резиденция хамбо-ламы Доржиева, жившего во времена революции;
- Табангут-Ичетуйский;
- Чесанский;
- Сартуул-Булагский;
- Мурочинский – важнейший и старейший храм Забайкальского Запада, находится в полусотне километров от города Кяхта;
- Баргузинский:
- Гусиноозерский;
- Цугольский;
- Агинский;
- Курумканский;
- Атаган-Дырестуйский;
- Ацагатский.
Что можно увидеть
Посещающие этот буддистский комплекс туристы могут самостоятельно крутить вращающиеся молитвенные барабаны – хурдэ, вешать на ветках деревьев и кустов цветные кусочки тканей с текстами определенных мантр, с именами людей или особыми пожеланиями, которые непременно услышат божества. На специальных алтарях — хадаки — многие оставляют ритуальные синие шарфы: считается, что они символизируют гостеприимство и бескорыстие.
На территории Иволгинского дацана есть волшебный камень. Согласно древним преданиям, к нему однажды прикасалась сама Зеленая Тара-прародительница всех Будд. Говорят, что эта реликвия имеет колоссальную силу и даже способна исполнить любое желание. Причем это можно проверить сразу. Для того чтобы узнать, сбудется желание или нет, человеку нужно отойти от камня на десять шагов, закрыть глаза и с вытянутой рукой направиться навстречу этому артефакту. Если люди попадают точно в него, при этом не столкнувшись с другими препятствиями, то загаданное произойдет непременно.
История храма
Дацану Гунзэчойнэй (что переводится с тибетского как «источник святого учения Всесострадающего») пришлось пройти сквозь лед и пламя, чтобы прийти к тому состоянию, в котором он находится сейчас. Ему не много не мало уже больше 100 лет. Его строили в течение 6 лет с 1909 по 1915 годы при финансировании самого Далай-Ламы и множества верующих с Калмыкии и Бурятии. Правда, немногим после того, как в храме стали проводиться службы, он был покинут монахами. Храм разграбили, множество документов было уничтожено. В итоге по окончании Первой Мировой Войны в дацан стали возвращаться прихожане, но вскоре и это движение начало подавляться под действием правящей партии.
Долгие годы дацан так и переходит из рук в руки одной организации к другой. После того, как Советский Союз распался, храм наконец-таки вернули в управление буддийской общины. С того момента в храме сменилось двое настоятелей, последний из которых — Буда Бальжиевич — также некоторое время боролся за свободу дацана. В конце 90-х годов в храме обосновались сектанты, закрыв вход для всех, кроме своих. Лишь через несколько лет удалось отсудить здание обратно.
Сейчас в храме регулярно проходят лекции, отмечаются различные буддийские праздники, медитативные курсы и просто консультации у лам дацана.
Священная реликвия Иволгинского дацана: история Ламы Итигэлова
Хамбо-Лама Итигэлов был духовным лидером буддистов Бурятии. По имеющимся данным он появился на свет в 1852 году в пределах нынешнего Иволгинского района.
Родители Итигэлова умерли, когда он был еще ребенком. В возрасте пятнадцати лет он пришел в Анинский дацан, а затем более 20 лет занимался там изучением буддизма.
В дальнейшем Итигэлов проявил себя как религиозный деятель. В 1904 году он стал настоятелем одного из дацанов Бурятии, а в 1911 году его выбрали XII Пандито Хамбо-ламой.
Принято полагать, что в июне 1927 года Итигэлов ушел в нирвану, предварительно дав указания монахам взглянуть на его тело семьдесят пять лет спустя. Он был погребен в саркофаге из кедра сидящим в позе лотоса, так как пребывал в этом положении во время своего ухода.
Лама Итигэлов
Тело Итигэлова дважды тайно осматривалось ламами – в 1950-х и 1970-х годах. В ходе осмотров ламы пришли к заключению, что оно не изменилось.
В сентябре 2002 года Хамбо-лама Аюшеев совместно с рядом других лиц вытащили куб с телом Итигэлова и препроводили его в Иволгинский дацан.
В 2008 году тело Учителя перенесли в возведенный для этого храм. Оно почитается как святыня буддизма.
Новый храм был выстроен по чертежам Дэважин-дугана Янгажинского дацана. Дэважин-дуган в 1906 году спроектировал и возвел сам Итигэлов, однако этот храм был разрушен в 1930-х в ходе преследований буддистов.
Тайна сохранности тела Хамбо-ламы – загадка для ученых. После поднятия тела были взяты некоторые элементы биологических тканей, но уже в 2005 году любые дальнейшие анализы были запрещены Аюшеевым. Данные лабораторных исследований показали, что ткани не омертвели.
Монахи, ухаживающие за телом, утверждают, что у него изменяется температура и даже появляется испарина на лбу. Увидеть Нетленного Учителя и поклониться ему можно восемь раз в году, во время важных религиозных праздников.
https://youtube.com/watch?v=y-aTs3Cp6pI
Что посмотреть
Паломники и туристы начинают осмотр дацана с «гороо» — так называется обход священных мест в буддийской традиции. Совершается он нечетное количество раз по часовой стрелке, и для того, чтобы не знакомый с храмовым комплексом гость не заблудился, по всей его территории проложена специальная дорожка. Ламы с радостью проводят экскурсии для паломников, но при желании можно побродить по дацану самостоятельно. Главной достопримечательностью и гордостью храмового комплекса выступает нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова. Великий Учитель родился в 1852 г. и прошел тяжелый путь от послушника до ламы, а в 1927 г. впал в нирвану, завещав ученикам похоронить его и через 70 лет извлечь на свет. К удивлению ученых, присутствовавших при эксгумации, тело ламы не деформировалось, и ткани остались нетленны. Увидеть священные останки может любой желающий, но лишь 8 раз в году — во время больших буддийских празднеств.
В университете дацана обучаются около 100 послушников, с академической жизнью которых может познакомиться любой посетитель монастыря: по выходным преподаватели-ламы проводят открытые лекции.
Исследуя дацан, не стоит обделять вниманием ни одну деталь: все памятники, скульптуры и элементы несут глубинный смысл, понятный приверженцу буддизма и менее очевидный для простого обывателя. К примеру, хурдэ (молитвенные барабаны), в которых находятся свитки с мантрами, необходимо покрутить по часовой стрелке, а до камня с отпечатком ладони Зеленой Тары, напротив, нельзя дотрагиваться, не закрыв предварительно глаза
Немного истории
Буддийская община в Иркутской области существует уже довольно давно – с XIX столетия. Это объясняется тем, что регион соседствует с Бурятией и Тывой – традиционно буддистскими республиками.
Все это время буддисты собирались в Иркутске в небольшом доме из дерева. Здесь проходили молебны, службы, встречи главы местной общины Биликто-ламы с прихожанами. Их насчитывалось каждый день до семидесяти человек, а такому количеству людей было очень тесно и сложно разместиться в маленьком помещении.
Иркутские буддисты не раз отправляли обращения о строительстве храма властям, но безуспешно. Все изменилось в 2005 году, когда администрация предложила общине на выбор одну из десяти площадок для строительства святилища. Выбор пал на парк, окруженный соснами, в Рабочем предместье города – местные жители знают, что раньше это был практически самый центр города и недалеко отсюда был кинотеатр под названием «Родина».
На такой выбор места были свои причины, связанные как с географией, так и с космологией. Во-первых, храм должен быть ориентирован в южную сторону. Во-вторых, перпендикулярно ему должна протекать река. В-третьих, для строительства дацана территория должна быть довольно обширной. Всем этим условиям парк площадью в 1,5 гектара удовлетворял полностью.
Непосредственному строительству предшествовал большой субботник, куда пришли все неравнодушные. В результате было собрано тридцать машин мусора.
Спустя почти год подготовительных работ, в 2006 году, началась постройка дацана. Надо сказать, стройка продолжается и по сей день – всего запланировали возвести пятнадцать культовых сооружений, и большинство из них еще не построено. По некоторым данным, полностью строительство завершится лишь через пятьдесят лет.
В 2011 году здесь также появилась ступа Лотоса. Как многие ступы, она имеет трехуровневую форму пирамиды, а в ее основании лежит прямоугольник. Со временем здесь планируется возведение еще семи ступ.
Ступа рядом с дацаном
Именно так появился знаменитый Иркутский дацан, также известный как «Рибо Гэжей Намжал Чойдоблинг», или просто «Намжал Чойдоблинг». Он стал важнейшим сооружением для всех буддистов Восточной Сибири.
Правила посещения дацана
В первую очередь, хочу сказать, что сюда могут приходить люди абсолютно любых вероисповеданий — двери дацана открыты для всех. При входе в храм нужно обязательно надеть бахилы: стоят они 5 рублей за пару. Небольшой контейнер с бахилами подвешен на одну из стенок киоска, под ним еще одна коробочка, в которую и кладутся деньги. Так что, если в киоске нету продавца, то, получается, здесь все на доверии.
Главное разочарование для туриста — это то, что в храме нельзя фотографировать и вести видеосъемку. При этом злоупотреблять этим правилом и фоткать втихаря не стоит — если это увидит кто-то из прихожан, то вы глубоко оскорбите его чувства своим неуважением. В дугане нельзя разговаривать по телефону и громко болтать. Когда я прихожу сюда с кем-то из знакомых, мы если и переговариваемся, то шепотом и краткими фразами. При входе в зал обязательно снимите головной убор.
Если же вы решили посетить хурал, то, разумеется, нужно соблюдать все вышеперечисленные правила. Из того, что я еще не говорила — во время молебнов можно сидеть на скамьях либо на ковриках в позе лотоса. Нельзя вытягивать и скрещивать ноги во время молебнов.
Из очевидных правил — нельзя находиться в дацане в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Немного истории
На рубеже XIV-XVвеков в тибетском буддизме зародилось течение гелуг. Его основоположником стал почитаемый многими буддистами Цонгхапа. Это учение стремительно распространялось по Центральной Азии, и к XVII веку, охватив Монголию, и достигло самой северной вершины – Бурятии.
Местные жители назвали основателя своей новой религии на местный манер – Зонхобо. Здесь его очень полюбили и даже сейчас ему отдают много почестей, а слава его не меньше, чем слава самого Будды.
Тогда население вело в основном кочевой образ жизни. С собой на вереницах тележек перевозили все – не только утварь, мебель и быстровозводимые дома-юрты, но и храмы-юрты, которые устанавливались по тому же принципу. Со временем люди начали оседать на местах, а с ними – их святилища.
Возникла необходимость воздвигать традиционные, стационарные храмы из дерева или камня. Постепенно на просторах возводились удивительные по своей форме буддистские храмы, слегка возвышавшиеся на холодных равнинах.
В 1741 году, только воцарившись на трон, Елизавета Петровна официально даровала буддизму статус одной из религий России, а к этому времени в одной только Бурятии уже насчитывалось одиннадцать дацанов и дуганов.
Позже тибетское учение стремительно развивалось за Байкалом, и перед революцией количество монастырей достигало 44. Некоторые источники, беря в расчет небольшие храмы, называют цифру в полторы сотни.
Это были настоящие центры просвещения. Здесь обучали философии, медицине, кулинарии, этике, биологии, изобразительному искусству, иконописи, скульптуре, чеканке. Более того, настоятели переводили зарубежные произведения, сами писали научные и художественные труды и печатали их тут же, в собственных типографиях.
Советская власть не обходила стороной религиозную жизнь людей и добралась до Бурят-Монгольской АССР – своей разрушительной силой она сравняла с землей многие дацаны. Однако после войны некоторые из них были восстановлены. Сейчас буддийская мысль процветает в Бурятии, а вздымающиеся к небу яркие крыши дуганов – визуальное тому подтверждение.
Буддийский дацан в Иволгинске.
Буддизм — одна из древнейших мировых религий, и на протяжении 2500 лет остается самой мирной. Ее целью является избавление от страданий и помощь живым существам в обретении непреходящего счастья. Конечная цель буддизма – достижение состояния Просветления, т.е. состояния Будды.
История Иволгинского дацана не такая уж примечательная на события и не такая уж древняя, о нем не сложено волшебных легенд и загадочных мифов, но все, кто хоть раз посетил это место уверяют, что здесь присутствует не что иное, как магия, поскольку это место необыкновенно и неожиданно по силе воздействия на духовный мир и энергетику человека.
Дружелюбие и теплота по отношению ко всем посетителям, вне зависимости от их веры, — самая главная особенность Иволгинского дацана для НЕ буддиста: миролюбие здесь разлито в воздухе в высоких концентрациях.
Попросить благословения, совета, помощи может любой человек у любого ламы.
В дацане ламы-астрологи расскажут о будущем, ламы-целители проконсультируют по вопросам здоровья, третьих можно расспросить про обычаи и ритуалы.
Чтобы сориентироваться и найти нужного ламу, достаточно спросить любого монаха в дацане.
Именно здесь, на территории Иволгинского дацана, находится резиденция Пандито Хамбо ламы — Главы Буддийской традиционной Сангхи России. Его нетленное тело является святыней бурятского народа и главной реликвией всех буддистов России.
Другие новости раздела
28 сентября 2020, 21:25
156
Жителям Бурятии не хватает крови
Став донором, вы поможете спасти чью-то жизнь.
28 сентября 2020, 21:05
323
В Улан-Удэ разгорается очередной скандал с парковкой у вокзала
Водители боятся остаться без последней бесплатной стоянки.
28 сентября 2020, 20:49
156
В Бурятии впервые представили творчество малых народов Севера и Дальнего Востока
Уникальный фольклор и традиции собирали по крупицам.
Смотреть еще
Актуально
24 сентября, 09:05
9 996
В Бурятии шестой день подряд умирают пациенты с коронавирусом
23 сентября, 11:14
13 999
В Бурятии 202 дошкольника находятся на карантине по COVID-19
22 сентября, 16:39
10 513
В Бурятию поступила первая партия вакцины от коронавируса
21 сентября, 19:19
15 677
Дистанционку могут ввести и в других школах Улан-Удэ
Свежие новости
28 сентября, 21:25 156
Жителям Бурятии не хватает крови
Став донором, вы поможете спасти чью-то жизнь.
28 сентября, 20:49 156
В Бурятии впервые представили творчество малых народов Севера и Дальнего Востока
Уникальный фольклор и традиции собирали по крупицам.
28 сентября, 19:35 257
В Бурятии установили памятник первопроходцам Центральной Азии
О тех, кто творил историю и науку – далее.
28 сентября, 19:04 624
Улан-удэнцы пожаловались на проблемы с парковкой у поликлиники
По словам пациентов, соцобъект стал местом сбора штрафов.
28 сентября, 18:01 741
«Илья, мы сгладили углы!». Власти Улан-Удэ отреагировали на критику Варламова
КГХ закруглил табличку на скамейке имени известного блогера.
28 сентября, 17:34 1 365
В России на дистанционное обучение перевели 95 школ
Об этом заявил замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко.
28 сентября, 16:54 678
В Ленинградской области нашли останки воина из Улан-Удэ, погибшего более 70 лет назад
Теперь они разыскивают родственников, чтобы передать его медальон.
28 сентября, 16:47 915
Житель Бурятии вырастил в огороде полсотни кустов конопли
Полицейские изъяли весь наркоурожай.
28 сентября, 16:30 1 392
В мэрии Улан-Удэ из-за замерзающих сотых кварталов начали проверку
Чиновники ищут того, кто одобрил идею подрядчика.
28 сентября, 16:24 4 191
В Улан-Удэ ищут эксгибициониста, напугавшего девочку
Делая селфи, ребенок случайно запечатлел извращенца.
Тело хамбо-ламы Итигэлова — объект поклонения для последователей буддизма
В дацане Иволгинска покоится тело умершего хамбо-ламы Итигэлова. Находится оно в одноименном дворце — дугане, реконструированном в конце 2000-х годов по старым фотоснимкам. Первоначально дуган возводился в 1906 году на территории дацана, расположенном в урочище Янгажин, и в его строительстве участвовал сам хамбо-лама. Однако в 1954 году обе постройки были уничтожены.
Почему же тело буддистского иерарха стало объектом поклонения для верующих и привлекает к себе внимание ученых со всего мира? Дело в том, что в 1927 году 75-летний Итигелов обратился с просьбой к монахам из Янгажина прочитать для него молитву, слова которой произносились только по случаю смерти. Просьба о прочтении «hуга Намши», или «Благопожелания умирающему» ввела иноков в полную растерянность
Дворец Хамбо-ламы Итигэлова
Но когда Итигэлов, сан которого сравним с православным митрополитом, начал читать молитву самостоятельно, ламы все-таки поддержали его. По окончании молитвы лама не подавал признаков жизни, поэтому он, согласно завещанию, в позе лотоса был посажен в бумхан — саркофаг, сделанный из кедра, и похоронен в Эбилгэ – на территории нынешнего Иволгинска.
В 1955 г. монахи во главе с ламой Лубсан-Нимы Дармаевым подняли бумхан, как того требовал Итигэлов в своем завещании. Убедившись в отличной сохранности тела покойного, лама Дармаев провел над ним положенные обряды, переодел его и опять поместил в саркофаг. Спустя 18 лет над телом были проведены такие же манипуляции.
Храм Зеленой Тары
Осенью 2002 года другим ламой — Дамбой Аюшеевым и монахами дацана саркофаг был открыт вновь, теперь уже при участии криминалистов и других светских лиц. Удивительно, но и в третий раз тело Итигэлова не имело признаков гниения и высыхания. После проведения всех необходимых обрядов его перевезли в Иволгинский дацан и поместили в отдельный дворец. Так ламы исполнили перед усопшим свой долг.
В том же 2002 году эксперты взяли на изучение биологические материалы Итигэлова — ногти, волосы и кусочки эпидермиса. Проведя ряд исследований, ученые установили соответствие белковых фракций умершего фракциям живого человеческого организма. До сих пор ученые не могут найти объяснения этому феномену, а толпы паломников и туристов съезжаются в Иволгинский дацан, дабы лично поклониться сохранившемуся телу.
Маанин-дуган
Иволгинский дацан: историческая справка
С 1937 в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 за № 186-ж “Об открытии буддийского храма Хамбинское Сумэ в улусе Средняя Иволга”. По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. В местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие, узнав об открытии, стали принимать активное участие в строительных работах. 12 декабря 1945 во главе с гэбши ламой Галсан Хайдубом была проведена первая открытая служба “Сахюусан хурал”. В феврале 1946 новогодние службы “Сагаалганай хурал” прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов.
21-23 мая 1946 в Улан-Удэ проходило совещание представителей верующих буддистов и лам БМАССР, Читинской, Иркутской областей и Тувинской автономной области. Совещание обсудило и утвердило положение о ламаистском духовенстве и избрало Временное Центральное Духовное Управление буддистов (ВЦДУБ). Членами ВЦДУБ были избраны: лама Лубсан Нима Дармаев, ламы Дагба Доржиев, Ринчин Жамьянов, Самбу Жигмитов, Хайдуп Галсанов, гэбши лама Хомушку Амурта и Шагдар Тарасунов. Председателем Временного Центрального Духовного Управления буддистов – Пандито Хамбо ламой был избран Лубсан Нима Дармаев.
В 1951 власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.
В 1963 на пост Председателя ЦДУБ и Пандито Хамбо ламы избирается Жамбал Доржи Гомбоев. До 1984 он неизменно оставался на этом почетном и ответственном посту. За двадцатилетнюю деятельность Хамбо лама Жамбал Доржи Гомбоев провел огромную работу по восстановлению и укреплению авторитета буддийской церкви не только в СССР, но и за рубежом.
В 1968 со своими официальными визитами в СССР и БАССР (Бурятскую Автономную Советскую Социалистическую Республику) Иволгинский дацан посетили пять иностранных делегаций во главе с:
- Випуласара Тхеро — видным общественным деятелем Цейлона
- Г-ном Суманатисса — президентом буддийского общества Шри-Ланки
- Монахом Гомчен Чода — глава буддийской делегации Сиккима (Княжество Индии)
- Король Сиккима Балдан-Дондок-Намжил с королевой и секретарем Балдар-Доржи
- Досточтимый Бакула Римпоче — глава индийской буддийской делегации.
В 1970 построен восьмистенный храм, который впоследствии был преобразован в Дэваажин дуган. В 1976 поставили главный Соборный храм — Цогчен дуган.
Примечания
- За исключением Санкт-Петербургского дацана, к прихожанам которого, помимо бурят, относятся представители разных наций, в том числе русские
- С. В. Пржиборовский Нечто о ламах // Восточное обозрение. №34, 10 февраля 1904 года, стр.3.
- Д. Жамсуева // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. -Улан-Удэ, 1998. — Вып. 3
- Ламаизм в Бурятии XVIII — нач. XX вв. // Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983
- Митыпова, Г. С. Ацагатский дацан. 1825-1937: История, события, люди //Улан-Удэ, 1995.
- Жамсуева Д. С. Архитектурные памятники истории. Агинские дацаны. — Улан-Удэ, 2001.
- Мурашкин, В. П. Система проведения хуралов в бурятско-монгольской традиции // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность : Материалы конференции 23-24 июня 2001 г., Тамчинский дацан / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2002