Донская порода лошадей: описание и особенности
Содержание:
- История создания
- Виды
- История появления и развития породы
- Особенности и описание донской лошади
- История появления и развития породы
- Виды
- Классификации
- Зарождение породы
- Донская порода лошадей: фото, описание, история происхождения
- I. В чем ценность этих лошадей?
- Донская порода — история, неотделимая от России
- Правильное питание
История создания
Изначально донская порода лошадей была аборигенная лошадь степей, которая обитала в южных русских степях Днепра и Волги. В ходе истории много кочевников и завоевателей проходило этими территориями, поэтому в кровь предков описываемой лошади попала кровь монгольских скакунов и других восточных лошадей, тогда получившуюся лошадь называли Ногайская (по названию племени). Именно эта лошадь стала предком Казачьей или Донской лошади. Она и попала в Московские дворянские конюшни и переквалифицировалась в отличного ездового и кавалерийского коня.
Во время военных действий, казаки забирали оружие и конницу побежденной стороны. Среди трофеев были лошади различных пород: турецкие, персидские и пр. Путем их скрещивания и образовалась донская порода лошадей, которая ныне радует глаз своей красотой. Она образовалась на жеребцах степного типа, а далее улучшалась скакунами иных пород, чистокровного происхождения.
Казаки на донских лошадях
Одним из первых историков донской породы лошадей был Александр Федорович Грушецкий, который отбирал лошадей для армии и защищал задонское коннозаводство. В его работах говорится о племени, состоящего из разных представителей кочевого народа, но у которого единые корни. Тем не менее они были разделены на две составляющие. Река Волга поделила их на магометан и буддистов. Это же коснулось и их скота – овец, лошадей и пр. Разные климатические и эксплуатационные условия видоизменили представителей обоих берегов, не смотря на единую родословную. Степная лошадь, которая послужила основой, видоизменилась на низкую и мускулистую с шикарной гривой – слева Волги, и высокую, с изящными формами, аристократическую – справа.
Именно на таких донских лошадях происходили завоевания земель. В литературных первоисточниках их описывают, как неутомимых и сильных скакунов. Отличаются превосходной выносливостью и необузданным характером. Родоначальники донской породы лошадей имели длинные ноги и шеи, но несмотря на свое костлявое телосложение и невысокий рост, были довольно жилистыми и сильными. Такие первоначальные задатки с годами улучшались влиянием кровей иных пород, которые поступали в качестве поживы после окончания сражения. Но после окончания битв и войн поступления лошадей восточных пород прекратилось. Что правда, это не повлияло на развитие донской породы. Их развитие взяло на себя отечественное коннозаводство. Оно поставляло лошадей туркменских пород и продолжали делать вклад в развитие донских лошадей. В начале девятнадцатого века и до его середины туркменские породы сменили карабахские.
Благодаря карабахской крови, донская порода лошадей приобрела тот внешний вид, который нам знаком и сегодня. Жеребцы приобрели дивную золотисто-рыжую окраску, вместо гнедой, бурой, рыжей или серой. В конце XIX века солдатам понадобились более сильные и мускулистые лошади, что и привело к еще одному скрещиванию. В этот раз оно произошло с чистокровной верховой породой, что придало животным мощной силы и внушительной внешности.
- Золотисто рыжий окрас
Уже в 19-20 столетиях огромное влияние оказали англичане на формирование рода. Тем не менее, стали вырабатываться стандарты, причем строгие, для формирования в породе однотипных особей одного рода.
В военные времена почти половина войск была оснащена лошадями именно донской породы. Именно боевые действия стали главной угрозой роду и осталось их тогда очень мало, восстанавливать породу начали в 1920 году, и уже в 1934 году была сформирована первая племенная книга дончака, численность лошадей стала расти.
Виды
Современная порода донских лошадей подразделяется на 4 вида.
- Верховой вид – в окрасе лошадей преобладают темные и рыжие оттенки. Строение тела коня облегченное – у него длинные ноги, лопатки передних конечностей имеют немного скошенную форму, а круп – массивен и сильно развит.
- Персидский вид – в окрасе преобладают светло-золотистые и рыжие оттенки шерсти. Конь высокий, статный, грудь широкая, развитая, а ноги сильные и правильно поставленные. Форма головы – удлиненная, узкая, с небольшими остроконечными ушами и красиво очерченными разрезами глаз и ноздрей.
- Восточно-массивный вид – эта масть имеет окрас бурых и тёмных рыжих оттенков. Этот вид коней – самый высокий, их рост составляет 172-173 см, при этом обхват груди достигает 195-200 см. Анатомически тело у коня построено с удлиненными пропорциями всех его частей. Этот вид дончака считают самым мощным и выносливым.
- Восточно-карабахский вид – в окрасе шерсти преобладают золотистые и каштановые оттенки. Рост у коня средний, не превышает 160 см. Характерной особенностью вида является его спина – она имеет ровное строение с массивной развитой поясничной областью. Ноги у коня пропорциональны его телу, с правильной постановкой, нередко на ногах можно увидеть белые пятна.
История появления и развития породы
Донская порода лошадей имеет неразрывную связь с историей донского казачества. Первые конные заводы возникли на Дону еще в восемнадцатом столетии. Самые первые дончаки сразу отличались ловкостью и гибкостью, что позволяло им легко преодолевать естественные препятствия, выполнять самые крутые развороты, при этом показывая высокий уровень выносливости.
Поскольку на фоне всех этих качеств они еще были весьма неприхотливы к кормам и в уходе, а также при должном уровне содержания спокойно доживали до двадцати лет, лучших строевых коней для того времени придумать было очень сложно.
Начиная с девятнадцатого века, донские казачьи атаманы Платов, Иловайский и Мартынов вплотную занялись улучшением донской породы. Именно с их табунов и начался новый виток развития этих замечательных коней.
Этот донской атаман привез на свой завод лучших представителей арабских и персидских скакунов, используя в селекции методы подбора и отбора.
Затем конные заводы стали появляться на дону повсеместно. В 1776 году открылся племзавод Янова, спустя два года – заводы Иловайского (А.В.) и Серикова, а в 1790 году появились племзаводы Кузнецова и Н.В. Иловайского.
О неприхотливости и выносливости дончаков говорит такой факт: во время англо-бурской войны, которая длилась с 1898-го по 1902-ой год, все лошади английской кавалерии пали, а две сотни донских коней, которые были в отряде генерала Френча, продолжали стойко нести службу и переносить все невзгоды и тяготы военного времени.
Для дальнейшего совершенствования этой российской проды активно использовались лучшие представители чистокровных верховых и арабских пород.
На суд придирчивых экспертов была выставлена группа красивых золотисто-рыжих верховых скакунов. Судьи сразу по достоинству оценили этих замечательных животных, и причислили их к национальному достоянию страны. С того самого времени донские лошади получили официальное признание и всенародную любовь. Их стали активно использовать для племенной работы по улучшению местного поголовья, а также активно привлекать на армейскую службу.
Под контролем советского Управления коннозаводства на Дону, отставные офицеры кавалерии и донские коннозаводчики повели активную племенную работу, которая дала положительный результат спустя пятнадцать лет.
Несколько фактов, которые свидетельствуют о необычайной выносливости дончаков:
- 1946 год. Донские казаки доехали из Сальска до Ростова-на-Дону (расстояние – 200 километров) за 18 часов и 25 минут. И это – при температуре окружающего воздуха 40 градусов;
- донская кобыла по имени Дочь Букварки за пятнадцать суток, ни разу не останавливаясь на дневку, пробежала одну тысячу семьсот семьдесят семь километров;
- целая группа жеребцов донской породы преодолела расстояние в 305 километров, потратив на это 20 часов;
- рекорд расстояния, пройденного за сутки, принадлежит жеребцу по кличке Занос – 300 километров за девятнадцать часов;
- 1951 год. Чтобы определить максимальную степень выносливости этих лошадей, конный завод имени маршала Буденного устроил забег, суть которого – ежедневно пробегать по 120 километров в течение как можно долгого времени. Спустя две недели забег был остановлен. Лошади прекрасно себя чувствовали, и продолжать испытание не было никакого смысла
Такая негативная тенденция связана с тем, что бывшие государственные племзаводы и хозяйства перешли в руки частного капитала, которому они оказались не нужны. Министерству сельского хозяйства эти прекрасные животные также совсем не интересны, и вся племенная работа по сохранению донских коней лежит на плечах немногочисленных энтузиастов.
Список используемой литературы:
- А.П. Солдатов. Основы животноводства. — 3-е изд. — М.: Агропромиздат, 1988.
- Животноводство // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 5 апреля 2012)
- Животноводство – Википедия
- Животноводство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Особенности и описание донской лошади
Донская лошадь — старинная, отечественная порода, которая была выведена в 18 веке, на территории ростовской области, донскими казаками. Она относится к упряжным породам лошадей. У неё имеется множество заслуг. Они сопровождали российские войска и участвовали во всех войнах. Их предшественниками были степные лошади.
В 19 веке государство России приказало привезти восточных лошадей, именно они придали донским лошадям красивый ярко – рыжий оттенок. Для улучшение этой породы использовали арабских и других чистокровных лошадей. Во времена гражданской войны многие лошади погибли и от большого числа лошадей осталось минимальное количество.
Только в 1920 году люди стали активно восстанавливать эту породу и в 1935 году она практически полностью восстановилась. Однако, в настоящее время донские лошади считаются очень редкой породой и им грозит вымирание. Ещё немного и они будут занесены в Красную книгу.
Донская порода лошадей привыкла к табунной жизни. Она с виду очень красивая и не капризная. Донская лошадь может похвастаться своим ростом (165 см). По описанию донской лошади, она очень похожа на кавалерийских лошадей.
У донских скакунов тело растянутое и мускулистое. Голова большая, глаза у них красивые, шея крепкая, грудь широкая, ноги сильные и мускулистые. Окрас у донских лошадей в основном рыжий (любые оттенки рыжего) или бурый, могут быть белые пятна на голове и ногах.
Характер донских лошадей очень уравновешенный и спокойный. Ведут себя с детьми с положительной стороны, и замечательно подходят для обучения верховой ездой. Такая лошадь способна пройти большое расстояние, только за одни сутки лошадь может преодолеть до 300 км. пути.
Для своего хозяина она не создаёт особых проблем. Животные этой породы имеют очень крепкий иммунитет, и они почти никогда не болеют. На фото донской лошади можно заменить насколько она грациозная и элегантная. Её яркая окраска способна привлечь и затмить самых знаменитых наездников.
Донские кони хорошо адаптированы к климатическим условиям. Могут спокойно перенести холод и жару. Поэтому их можно содержать на улице в любую погоду, без дополнительного строения.
Донская лошадь подходит для наездников- новичков, для обучения детей верховой езде, конкура, и просто для любителей. В Ростовской области и Краснодарском крае они прекрасно служат в конной полиции и участвуют в Казачьих выступлениях. При хорошем и правильном уходе, донские кони способны прожить до 20 лет.
История появления и развития породы
Донская порода лошадей имеет неразрывную связь с историей донского казачества. Первые конные заводы возникли на Дону еще в восемнадцатом столетии. Самые первые дончаки сразу отличались ловкостью и гибкостью, что позволяло им легко преодолевать естественные препятствия, выполнять самые крутые развороты, при этом показывая высокий уровень выносливости.
Поскольку на фоне всех этих качеств они еще были весьма неприхотливы к кормам и в уходе, а также при должном уровне содержания спокойно доживали до двадцати лет, лучших строевых коней для того времени придумать было очень сложно.
Начиная с девятнадцатого века, донские казачьи атаманы Платов, Иловайский и Мартынов вплотную занялись улучшением донской породы. Именно с их табунов и начался новый виток развития этих замечательных коней.
Этот донской атаман привез на свой завод лучших представителей арабских и персидских скакунов, используя в селекции методы подбора и отбора.
Затем конные заводы стали появляться на дону повсеместно. В 1776 году открылся племзавод Янова, спустя два года – заводы Иловайского (А.В.) и Серикова, а в 1790 году появились племзаводы Кузнецова и Н.В. Иловайского.
О неприхотливости и выносливости дончаков говорит такой факт: во время англо-бурской войны, которая длилась с 1898-го по 1902-ой год, все лошади английской кавалерии пали, а две сотни донских коней, которые были в отряде генерала Френча, продолжали стойко нести службу и переносить все невзгоды и тяготы военного времени.
Для дальнейшего совершенствования этой российской проды активно использовались лучшие представители чистокровных верховых и арабских пород.
На суд придирчивых экспертов была выставлена группа красивых золотисто-рыжих верховых скакунов. Судьи сразу по достоинству оценили этих замечательных животных, и причислили их к национальному достоянию страны. С того самого времени донские лошади получили официальное признание и всенародную любовь. Их стали активно использовать для племенной работы по улучшению местного поголовья, а также активно привлекать на армейскую службу.
Под контролем советского Управления коннозаводства на Дону, отставные офицеры кавалерии и донские коннозаводчики повели активную племенную работу, которая дала положительный результат спустя пятнадцать лет.
Несколько фактов, которые свидетельствуют о необычайной выносливости дончаков:
- 1946 год. Донские казаки доехали из Сальска до Ростова-на-Дону (расстояние – 200 километров) за 18 часов и 25 минут. И это – при температуре окружающего воздуха 40 градусов;
- донская кобыла по имени Дочь Букварки за пятнадцать суток, ни разу не останавливаясь на дневку, пробежала одну тысячу семьсот семьдесят семь километров;
- целая группа жеребцов донской породы преодолела расстояние в 305 километров, потратив на это 20 часов;
- рекорд расстояния, пройденного за сутки, принадлежит жеребцу по кличке Занос – 300 километров за девятнадцать часов;
- 1951 год. Чтобы определить максимальную степень выносливости этих лошадей, конный завод имени маршала Буденного устроил забег, суть которого – ежедневно пробегать по 120 километров в течение как можно долгого времени. Спустя две недели забег был остановлен. Лошади прекрасно себя чувствовали, и продолжать испытание не было никакого смысла
Такая негативная тенденция связана с тем, что бывшие государственные племзаводы и хозяйства перешли в руки частного капитала, которому они оказались не нужны. Министерству сельского хозяйства эти прекрасные животные также совсем не интересны, и вся племенная работа по сохранению донских коней лежит на плечах немногочисленных энтузиастов.
Список используемой литературы:
- А.П. Солдатов. Основы животноводства. — 3-е изд. — М.: Агропромиздат, 1988.
- Животноводство // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 5 апреля 2012)
- Животноводство – Википедия
- Животноводство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Виды
Современная порода донских лошадей подразделяется на 4 вида.
- Верховой вид – в окрасе лошадей преобладают темные и рыжие оттенки. Строение тела коня облегченное – у него длинные ноги, лопатки передних конечностей имеют немного скошенную форму, а круп – массивен и сильно развит.
- Персидский вид – в окрасе преобладают светло-золотистые и рыжие оттенки шерсти. Конь высокий, статный, грудь широкая, развитая, а ноги сильные и правильно поставленные. Форма головы – удлиненная, узкая, с небольшими остроконечными ушами и красиво очерченными разрезами глаз и ноздрей.
- Восточно-массивный вид – эта масть имеет окрас бурых и тёмных рыжих оттенков. Этот вид коней – самый высокий, их рост составляет 172-173 см, при этом обхват груди достигает 195-200 см. Анатомически тело у коня построено с удлиненными пропорциями всех его частей. Этот вид дончака считают самым мощным и выносливым.
- Восточно-карабахский вид – в окрасе шерсти преобладают золотистые и каштановые оттенки. Рост у коня средний, не превышает 160 см. Характерной особенностью вида является его спина – она имеет ровное строение с массивной развитой поясничной областью. Ноги у коня пропорциональны его телу, с правильной постановкой, нередко на ногах можно увидеть белые пятна.
Классификации
В России традиционной является красниковская система классифицирования породистых лошадей на местные и заводские.
По зональному признаку породы (местные) бывают следующими:
-
степная;
-
горская;
-
лесная.
Согласно назначению:
-
тяжеловозная;
-
рысистая;
-
легко- и тяжелоупряжная;
-
верхово-упряжная;
-
верховая;
-
верхово-вьючная.
Согласно происхождению:
-
аборигены;
-
переходная;
-
культурная.
Согласно способу разведения:
-
из табуна;
-
заводская;
-
культурно-табунная.
Каждая порода лошади может быть подразделена в группе по нескольким параметрам. Часть пород имеют второе слово в названии, демонстрирующее принадлежность к той или иной группе, виду, подвиду. Есть породы достаточно древние, есть современные, в последнее столетие более всего развиты спортивные разновидности. Всего конезаводчики занимаются примерно 300 породами, в нашей стране популярны не более 50 из них.
Все породы отличаются по внешним признакам: росту, мастям, другим параметрам. Также разделяют коней по складу характера, темпераментному типу: флегматики, горячие, настойчивые. Возможность к адаптации – еще один признак, по которому можно подразделять породы на:
-
требующие комфортных условий;
-
неприхотливые.
Существуют породы более или менее мясные, скаковые – это уже подвиды той или иной группы разновидностей.
Самая популярная в мире система классифицирования – общая дарвинская. Дарвин поделил лошадей на:
-
аборигенов, то есть местных представителей, которые были выведены в природных условиях без участия человека;
-
искусственных лошадей (или заводских), которые были выведены для определенных целей селекционерами;
-
переходные, являющиеся универсальными, появившиеся в результате смешения искусственно выведенных лошадей с аборигенами.
Зарождение породы
На кочевников казаки совершали набеги по суше, для чего им нужны были хорошие лошади. Коней они либо покупали у тех же ногайцев, либо угоняли во время набега. Добираясь до Крыма и Турции на кораблях, оттуда привозили турецких, карабахских и персидских лошадей. С Востока на Дон попадали туркменские кони: ахалтекинской и иомудской пород. У карабахских и ахалтекинских лошадей присутствует характерный металлический блеск шерсти, который унаследовали и кони донских казаков.
В донских казачьих станицах кобылы и молодняк содержались в племенных табунах на вольном выпасе. Матки принадлежали разным людям. Весной производителями в табуны запускали жеребцов, отличившихся в конных походах либо особо ценных из захваченных в бою.
С середины XIX века на Дону стали появляться жеребцы отечественных пород: Стрелецкой, Орлово-ростопчинской, Орловской верховой. Стали появляться даже жеребцы Чистокровной верховой породы. С этого времени Донская порода лошадей начала приобретать черты заводской, а не степной породы. Но примитивное содержание и жесточайший естественный отбор не давали донской породе серьезно улучшиться, хотя поголовье консолидировалось и стало более однотипным.
Та порода, которая начала формироваться в период освоения левобережной части Дона позже получила название стародонской. Богатые земли Задонщины позволяли содержать значительное конское поголовье, а государственные закупки Донских лошадей в кавалерию способствовали расцвету Донского конезаводства. На Задонщине стремительно увеличивается количество конных заводов. Но введенная в 1835 году арендная плата за каждую голову 15 копеек в год (приличная по тем временам сумма) сделала коневодство доступным лишь крупным владельцам заводов. Что пошло Стародонской породе только на пользу. Перед Первой Мировой войной 40% царской кавалерии комплектовалось лошадьми Стародонской породы.
Уничтожение и восстановление Донского поголовья
Первая Мировая плавно перетекла в Великую Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. И во всех случаях для ведения боевых действий требовалось большое количество лошадей. В итоге от многотысячных Донских табунов осталось лишь несколько сотен коней. И даже у тех происхождение было не достоверно. Работа по восстановлению Донской породы началась в 1920 году. Коней собирали повсюду, ориентируясь на свидетельские показания, тавра заводчиков и типичную внешность. Лишь в 1924 году удалось основать 6 крупных военных конезаводов. Крупные они были лишь по тем временам: в 1926 году в Донской породе насчитывалось лишь 209 маток.
В это время было распространено убеждение, что Чистокровная верховая – лучшая лошадь в мире и при восстановлении Донской породы кобыл активно крыли жеребцами Чистокровной верховой. Но спустя 4 года маятник пошел в обратную сторону и во главу угла поставили чистопородность. Лошадей с ¼ английской крови и выше выделили в Буденновскую породу. Как раз в то время был госзаказ на создание «командирской» лошади.
Интересно! По факту Буденновская лошадь – это Донская порода + Чистокровная верховая лошадь + небольшая примесь Черноморской породы лошадей.
Сегодня Черноморской породы больше не существует, а в Буденновскую породу записывают тех, у кого мать Донской породы, а отец Чистокровной верховой жеребец.
В послевоенные годы наступает расцвет Донской породы. Но продлился он недолго. Уже в 50-х годах происходит резкое сокращение общей численности конского поголовья в стране. Донская порода тоже не избежала этой участи, хотя пользовалась спросом как улучшатель рабочих лошадей и занимала по численности второе место после орловских рысаков.
Сегодняшнее состояние Донской породы
В 60-х годах Донских лошадей рассматривали как перспективных в туризм, прокат и массовый конный спорт. В то время Донская порода разводилась на 4-х конных заводах. С развалом Союза поголовье Донских лошадей мгновенно сократилось вдвое, так как 2 из 4 конезаводов остались за пределами России.
Из-за общей экономической ситуации оставшиеся заводы тоже не могли реализовать молодняк. Даже основное племенное ядро было очень тяжело прокормить. Коней начали сдавать на бойни. После того как заводы были переданы в частное владение положение еще больше ухудшилось. Новым собственникам нужна земля, а не лошади. Уже после 2010 года был ликвидирован Зимовниковский конезавод. Основное племенное ядро Донских маток было куплено в Казачий конезавод, остальных коней разобрали частники. Но частники не занимаются разведением. Сегодняшнее положение в Донской породе таково, что в год рождается чуть больше 50 Донских жеребят. Фактически Донская порода уже на грани вымирания.
Донская порода лошадей: фото, описание, история происхождения
Донская порода – является одной из старейших заводских пород, с глубокими российскими корнями, она совершенствовалась веками. Отнюдь не сразу дончак из обыкновенной аборигенной степной лошадки превратился в нарядную, крупную кавалерийскую лошадь.
Корни донской породы исходят из южной и юго-восточной области России. Издревле по южным русским степям, от Днепра до Волги и дальше на восток, кочевали племена и целые народы, а вместе с ними стада скота и табуны лошадей. С XI по XV века здесь кочевали выходцы из Средней Азии, половцы, или кипчаки. В XIII в. в эти степи вторглись орды знаменитого Чингисхана. В дальнейшем монгольские племена смешались с половецкими и стали практически одним народом; они стали называться ногайцами – по имени своего хана Ногая. Лошади ногайских монголо-татар смешались с половецким. Ногайские лошади были довольно популярны и в Московском государстве: они зачастую попадали в дворянские конюшни. Ногайская лошадь и стала предком казачьей лошади.
Дончаки на протяжении всей своей истории испытали на себе влияние разнообразных пород. Хорошо заметно в донской лошади влияние восточных кровей: турецких, персидских и карабахских лошадей приводили казаки из своих походов.Золотистый яркий оттенок масти, своеобразный экстерьер и нарядность унаследовали дончаки от восточных предков.В XIX-XX вв. на донскую породу большое влияние оказали чистокровные лошади. Но достаточно суровые условия содержания и высокие требования к казачьему, а позже ремонтному коню поспособствовали формированию в породе однотипности.
Первый конный завод в Задонье был основан во второй половине XVIII века атаманом Платовым. Начинался бурный рост лошадиного поголовья. И в 1910 г. численность конематок в Задонье составляла уже 32 000 голов. На Всероссийской конской выставке в 1910 г. в Москве задонские коннозаводчики с успехом показали ценные качества своих лошадей. Перед I Мировой задонское коневодство стало основным поставщиком лошадей для нужд кавалерии: около 40% ее конского состава комплектовалось дончаками.
К сожалению, войны и революции полностью уничтожили и станичное, и задонское коневодство. От многотысячного поголовья осталось несколько сотен полуодичавших лошадей. Восстанавливать донское коннозаводство начали в конце 1920 г. Племенные записи не сохранились и лишь спустя 4 года собрали маточный состав. Происхождение лошадей устанавливалось путем опроса, ориентируясь по выраженности типа породы, по таврам бывших коннозаводчиков.
В 1934 г. был издан первый том Государственной племенной книги донской породы, составленный А.Ф.Басовым. В довоенные годы численность породы начала быстро расти.
Лошадей донской породы использовали при выведении новокиргизской, кустанайской и кушумской пород. Масштабное сокращение всего конского поголовья в СССР, которое происходило в 50-е годы, затронуло и донскую породу. Фактически работа с породой шла в четырех конных заводах: Иссык-Кульском в Киргизии, им. Буденного и Зимовниковском в Ростовской области, Луговском в Казахстане, и в некоторых племенных конефермах Ростовской области.
Причина была проста: ни жеребцы, ни кобылы, никак не оценивались по рабочим качествам. Армии же требовались лошади более резвые. На Дон резко возрос приток английских верховых лошадей. Их начали скрещивать с дончаками. Не смотря на то, что влияние крови английской чистокровной верховой на донскую породу ограничивалось суровыми условиями выращивания молодняка, удалось значительно улучшить не только резвость дончака, но и строение конечностей.
В 1924 г. скачки в Ростове-на-Дону на ипподроме были возобновлены, и цель их проведения была четко сформулирована: в племенной состав должны поступать матки и производители, не только отобранные по экстерьеру, но и проверенные по внутренним качествам.
Сегодня лошадь донской породы обладает теми качествами, которые позволяют ей найти широкое применение. Сильная, красивая, отзывчивая на хорошее отношение, неприхотливая в кормлении и содержании, обладающая отменным здоровьем и крепкой конституцией – такая лошадь легко найдет место и в сельском хозяйстве, и в конноспортивной школе, также она замечательно подойдет и для иппотерапии, и для верховых прогулок.
Донская порода – это наша история, наша гордость. Обидно наблюдать, что сегодня она, в числе многих других отечественных пород, оказалась в очень не простом положении: донскую лошадь найдешь практически нигде, кроме как в конных заводах непосредственно занимающихся разведением этой породы.
I. В чем ценность этих лошадей?
- Помимо того, что донская лошадь отличается своей неприхотливостью к кормам,
высокой плодовитостью, способностью к быстрому откорму и восстановлению работоспособности после больших нагрузок, сегодня она замечательна и в эстетическом плане. Донские лошади в последние годы заслуженно были признаны Чемпионами выставок Ленэкспо и Эквирос.Донские жеребцы- производители конных заводов им. С.М.Буденного и Зимовниковского:1160 Бентос 49-91г.
1175 Горизонт 35-93г. Тибул 246-99г. 1156 Барин 19-89г. Донские КОНЕМАТКИ конного завода им.С,М,Буденного
5670 Заметочка 251, з.рыж.1989г
5679 Зашлифовка 225-90г. 5642 Дисциплина 217-90г. Гуцулка 204-96г - Для поддержания на должном уровне известной в спортивном мире буденновской
породы лошадей необходимо периодическое прилитие крови как чистокровной верховой, так и донской пород. Не будет донской породы – очень скоро не станет и буденновской. -
Признано, что межпородное скрещивание донских кобыл с жеребцами чистокровной верховой и арабской пород, позволяет получить прекрасных спортивных лошадей. А с недавних пор можно встретить донно-текинских помесей. Получив «восточность», крепость и «золото» от обеих пород, они обладают пластичностью текинцев, но в то же время более крупные и глубокие. В настоящее время молодые донно-текинские помеси успешно начали карьеру во всех видах конного спорта.
доно-текинский св.соловый жеребец Вердикт 203, (3-х лет.) англо-донской зол.бурый жеребец Струг 5, (13 лет) арабо- донской зол.бурый жеребец Приказ 203 (2-х лет)
Донская порода — история, неотделимая от России
Донская — одна из старейших отечественных заводских пород. По своей самобытности и значимости для коневодства России она стоит в одном ряду с орловским рысаком. У донской породы глубокие российские корни и совершенствовалась она веками.
Фотограф: Ксендзова Кристина, Казачий конный завод.
Истоки донской породы — на юге и юго-востоке России. По южнорусским степям, простиравшимся от Днепра до Волги и дальше на восток, издревле перекатывались волны кочевых племен и народов, а с ними табуны лошадей и стада скота. Лошади ногайских татар монгольского корня смешались с половецкими, а затем испытали на себе воздействие восточной крови. Ногайские лошади были хорошо известны в Московском государстве: они попадали даже в царские конюшни. Ногайская лошадь и стала прародительницей казачьей лошади далекого прошлого.
История донской породы тесно связана с историей донского казачества. Первые упоминания о казаках относятся к XV веку. Триста лет спустя в русской армии сражались уже десятки тысяч казаков. Дальние военные походы, постоянные стычки с кочевниками, сидевшими на быстрых степных скакунах, — такова была их беспокойная жизнь, в которой всюду сопровождал казака добрый конь, преданный, «ветроногий», неутомимый друг.
Донская порода на протяжении своей истории испытала на себе влияние многих пород. Хорошо заметна в дончаке восточная кровь: персидских, турецких, карабахских лошадей казаки приводили из походов. Восточные породы наложили на донскую лошадь свою «золотую печать» — яркий золотистый оттенок масти — и придали ее экстерьеру своеобразие и нарядность. С середины XIX века старая донская лошадь, еще тяготевшая к степным предкам, все больше превращалась в породу заводского качества. В XIX-XX веках оставили глубокий след в донской породе чистокровные лошади. Однако довольно суровые условия содержания и жесткие требования к казачьему, а позднее ремонтному коню способствовали формированию в породе исключительной однотипности.
В станицах по правому берегу Дона сложилась своеобразная форма ведения коневодства. Основой ее были конно-плодовые табуны, в которые кобылы и молодняк, принадлежавшие отдельным казакам, сводились для совместного содержания и воспроизводства. В табуны назначались жеребцы из числа особо отличившихся на военной службе или ценных трофейных.
Со второй половины XVIII столетия началось освоение богатых левобережных степных просторов — Задонья. Общее количество маток в них достигало 20 тысяч голов. Простые казаки содержали своих лошадей в плодовых табунах, насчитывавших в тот период 14,5 тысяч кобыл
В начале XX века в Ростове, Новочеркасске, Великокняжеской (ныне город Пролетарск) появились скаковые общества.
Задонские коннозаводчики с успехом продемонстрировали ценные качества своих лошадей на Всероссийской конской выставке в Москве в 1910 году. Донская порода была признана таким же национальным достоянием, как и орловский рысак. Перед первой мировой войной задонское коннозаводство было основным поставщиком лошадей для регулярной кавалерии: дончаками комплектовалось около 40% ее конского состава.
Правильное питание
Что должно входить в рацион
Правильный рацион питания – залог здоровой лошади и эффективной работы под седлом. В меню должны входить:
- сено;
- солома;
- свежая трава (летом);
- отруби;
- овес;
- мюсли;
- витамины;
- морковка, яблоки, арбузные корки.
Пропорции рассчитываются в зависимости от нагрузки — вида спорта, в котором задействована лошадь донской породы.
Летом молодой лошади необходимо съедать в среднем 3-4 килограмма сена. 2 килограмма соломы. Одно стандартное ведро овса. Выгул — не менее 2 часов в сутки.
Зимой в рацион добавляют отруби, витамины, мюсли. А также – кормовые добавки.
Овощи и фрукты дают 3-4 раз на неделю. Не вредно будет выдавать животному соль и кормовой мел, как источники микроэлементов.
Поение и способ кормления
Вода должна быть в полном доступе. За исключением времени после тренировки или соревнований. Полка снимается на 2-3 часа. А затем ставится обратно в денник.
Сено для лошади лучше класть на пол. Животное наклоняет шею и тянется за едой. Так же как и в дикой природе. В итоге постоянно двигаются позвонки — полезное упражнение.